Магия в фотографии

Фотохудожник Евгений Облезов представляет фотопрект:
«Никто не забыт – ничто не забыто», «Лица нашей гордости и славы», «Святая память о ратных подвигах в Великой Отечественной войне».

Вначале несколько строчек из творческой биографии художника. Евгений Васильевич Облезов родился в Москве 26 октября 1944 года. В 1967 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и получил специальность инженера – механика путей сообщения. В 1973 году окончил Институт Журналистского Мастерства при Московской организации Союза Журналистов и получил специальность фоторепортера средств массовой информации.

Свою трудовую деятельность Евгений Васильевич начинает в 1961 году в должности фотолаборанта на п/я 3915, а с 1967 по 1970 год работает инженером-конструктором ПКБ ЦТ МПС. В 1970 году поступает на работу в кинофотоотдел 1-го ММИ им. Сеченова на должность редактора отдела, где иллюстрирует многотиражную газету «За медицинские кадры» и ведет занятия на Факультете общественных профессий по предмету «Фотожурналистика» для сотрудников и студентов института.

С 1974 года переводом поступает на работу в «Строительную газету» на должность фотокорреспондента. Его яркие фоторассказы с великих строек СССР, таких как «АТОММАШ», строительства Байкало – Амурской магистрали, «Курской АЭС», Чернобыльской АЭС», «Саяно- Шушенской ГЭС», «Чебоксарского тракторного завода», «Ингури ГЭС», нефтепровода «Уренгой – Помары –Ужгород», «Череповецкого металлургического комбината» и многих других знаковых строек, неоднократно отмечались редколлегией газеты как лучшие публикации в номере.

В 1985 году Евгения Облезова приглашают на работу в ведущее издательство СССР «Плакат». И там начинается новый этап творчества Е. Облезова уже использующего исключительные качества цветных негативных материалов и слайдов для производства тематических плакатов, фолдеров, каталогов и подарочных объемных фотоальбомов. Над иллюстрированием альбома «ЗИЛ – станицы трудовой славы» Евгений Облезов активно и увлеченно работает в составе группы фоторепортеров издательства. Альбом получает высокую оценку, а Евгений Облезов признается лучшим по профессии среди фоторепортерского корпуса. Следом издаются художественные фотоальбомы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Революция продолжается», «БелАЗ», «Евангелие в красках Палеха» (кстати признанного лучшим изданием 1985 года), «Новосибирск» и других, в которых фотохудожник принимал активное участие.

В 1991 году Евгений Облезов переходит в МП при издательстве «Планета» в качестве художественного редактора, а с 1993 года занимает пост директора издательства ТОО «Фотос».

С 1998 года работает в своей творческой мастерской как свободный фотохудожник, занимается рекламной съемкой и на регулярной основе съемкой уникальных интерьеров для журнала «Современный дом».

Большой накопленный опыт постепенно выливается в участие в выставочную деятельность, где Евгений Облезов отдает предпочтение персональным выставкам. История таковых выставок такова:

  1. В июле – августе 2004 года автором был представлен первый проект фотохудожника в Д/К «Журналист» (Истринский район) из 42-х работ, который был назван: «Дыхание земли» ;
  2. В июле 2005 года в Галерее Нагорная (Москва) Евгений Васильевич развертывает масштабный проект из 110 работ под названием: «Недальние прогулки»;
  3. В октябре –ноябре 2006 года та же коллекция экспонируется в Доме Космонавтов Звездного Городка;
  4. В 2007 году, по просьбе руководства Музея космонавтики, выставка этих фоторабот под новым названием: «Трава у дома» вместе с экспонатами Музея космонавтики Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина «В ритме Космоса», была последовательно с 6-го марта по 12-е мая представлена в картинных галереях городов Магнитогорска и Челябинска;
  5. В августе –сентябре 2008 года автор представляет очередную выставку в Д/К «Журналист» названную: «Графика, пластика, образ», а в июне следующего 2009 года на той же площадке впервые представляется пилотный проект из 45-ти работ под названием: «Сказки нашего леса»;
  6. С существенными дополнениями эта же тема была представлена в ноябре – декабре 2011 года на Арт Площадке «PLUM PALM”, где Евгений Облезов экспонирует 65 работ;
  7. В следующем 2012 году перед автором гостеприимно открываются двери офиса Союза Дизайнеров России, где развертывается экспозиция из 50-ти работ: “Диалоги”;
  8. В ноябре – декабре 2014 года на той же площадке – еще одна тема: “Дизайн в природе” из 65 работ

Вот, пожалуй, коротенько о творческом пути фотохудожника Евгения Облезова. Но, может быть, есть резон добавить к сказанному то, что сразу бросается в глаза когда входишь в его мастерскую. Это дипломы и грамоты разных лет и достоинств плотно развешенные по всему периметру студии и, замечу, что читать тексты этих дипломов радостное и веселое занятие В этом году Евгений Васильевич впервые подготовил тему во многом архивного плана. Уже который час я нахожусь в его мастерской, а удивление от увиденного не спадает. Я даже не предполагала, что о обыкновенных фотографиях можно так интересно рассказывать. Однако, обыкновенными, работы Евгения называть как-то язык не поворачивается. Но, все по порядку. Евгений Васильевич рассказал, что первую съемку со встречи ветеранов ВОВ в день победы он сделал в 1978 году. Тогда он успел побывать и на площади перед Большим Театром, и в Парке Культуры и Отдыха им. Горького. С этого года для него стало доброй традицией проводить 9-е мая в местах встреч фронтовиков – однополчан. Так потихонечку накапливался драгоценный фотоархив, который с 1990 года начал пополняться сюжетами снятыми и на открывшемся Мемориальном комплексе на Поклонной Горе. К этим архивам пристроились фоторепортажи снятые в разные годы с Мемориальных Комплексов Славы Новосибирска, Брестской Крепости, Хатыни, Москвы…

--Раз за разом, - вступает в разговор Евгений Васильевич, - когда я приходил на встречи ветеранов ВОВ, меня восхищало одно обстоятельство; очень часто ветераны приходили на встречи со своими женами и было поразительно с какой нежностью и гордостью в свои весьма зрелые годы, смотрели они на своих подруг! И я отчетливо начал понимать, что их любимая женщина и любимая Родина сливались для них в те грозные дни в одно всеобъемлющее понятие и богатырская сила в жестоких баталиях, вдруг, возникала лишь при одном воспоминании о самом нежном друге, заставляя трепетать врагов! Я понял, что истинными богатырями их делала любовь к своей женщине, любовь к своей Родине и наши простые советские граждане свершали фантастические подвиги во имя этой любви! Не случайно сложился вот этот тематический блок из трех фото (триптих)… Слева – на фоне празднично прогуливающихся граждан на Поклонной горе у газона на скамеечке сидит пожилая очаровательная женщина с цветами, со счастливой улыбкой на лице, а за скамейкой стоит бравый офицер, грудь в орденах, развернувшись к своим однополчанам как бы восклицая: «Это моя любимая женщина! За нее я кровь проливал! За нее, если надо, я и жизнь отдам!»; в середине – работа на которой снизу до самого горизонта на огромной гранитной плите выбитые резцом скульптора имена и фамилии павших героев и нет тем строчкам конца, а есть бережно положенный красный гладиолус, один для всех, но от чистого, чистого сердца; справа – крупный портрет женщины в платочке, кротко смотрящей куда-то вдаль, и уже долгие годы мечтающей увидеть дорогое лицо… Заметные паутинки морщинок на когда-то необыкновенно красивом лике и… ряды орденских планок на скромном костюме… А назвал я эти работы так: «Жизнь моя – любовь моя», «Земной поклон» и … «Любовь моя – жизнь моя»»…

Евгений Васильевич вдохновенно рассказывал, а я все смотрела и смотрела на эти великолепные работы, которые в художественном беспорядке были пристроены ко всем стенам его творческой мастерской. Я слушала и смотрела и неожиданно почувствовала как часто начинает биться мое сердце, как комок подкатывает к горлу. Евгений Васильевич в задумчивости подошел к большой квадратной фотографии и замолчал… Потом, видимо собравшись с силами сказал: « Вот это произведение я назвал: «Воспоминание об Освенциме»»… Это почти батальное полотно я сделал в 1985 году 9-го мая у Большого театра, где собралось огромное количества народа… До сих пор не могу поверить, что мне посчастливилось сделать этот снимок. В этот день на встрече ветеранов ВОВ было так людно, что яблоку упасть место не нашлось бы. Я стоял в самом центре театральной площади и вдруг слышу сзади меня разговор: «Этот альбом «Освенцим» только что напечатан, видимо старались ко Дню Победы успеть. Сейчас мы его подарим вон той женщине с белыми как лунь волосами, бывшей узнице этого самого концлагеря». Я быстро окинул взглядом море людей и сразу приметил женщину с совершенно белыми волосами… Через какое-то мгновение альбом действительно оказался в ее руках. Она наугад открыла его и… узнаваемые зловещие силуэты печей крематория заставили ее оцепенеть… А я, практически перестав дышать, делаю самый значимый для себя снимок… Для себя и для всех тех, кто больше всего на свете почитает ДЕНЬ ПОБЕДЫ, цена которой - жизнь целого нашего поколения…»

Уже которую минуту мы молчим оба. Евгений Васильевич присел за огромный верстальный стол стоящей в центре мастерской и немного склонил голову. За его плечами три месяца ежедневной кропотливой работы и вот она закончена и готова к экспозиции. И эта экспозиция должна открыться 9-го мая 2015 года, в день 70-ти летия Великой Победы в галерее Культурного Центра Библиотеки им. А.П. Чехова . Это очень здорово, но хочется о многом пораспрашивать художника, тем более, что у меня работает диктофон и его рассказы я могу воспроизводить очень точно. Кстати, я ничуть не оговорилась назвав Евгения Васильевича художником. Оказывается он член трех Союзов: Союза Журналистов, Союза Дизайнеров России и Московского Союза Художников. Наконец, я отваживаюсь задать еще один вопрос: «Скажите пожалуйста, какие работы из этой коллекции для Вас самые дорогие?» Евгений Васильевич поднял голову, как-то выпрямился и доброжелательно улыбнулся.

--Конечно расскажу, - начал он не торопясь. Частично я уже ответил на Ваш вопрос, могу лишь добавить, что не любимых в этой коллекции у меня нет. Но, вот, хочу обратить особое внимание на две работы… На одной из них – красавец ветеран, стоящий у дерева на узнаваемом фоне Большого театра. Он с цветами, в орденах и в традиционном мусульманском головном уборе. В руках у него самодельный транспарант: «231 саперно–пантонный». На второй – красавец-ветеран с цветами, в орденах, с характерной прибалтийской внешностью, идущий за руку с внуком и однополчанином. Ветеран скромно несет плакат: «43 Гвардейская Латышская Рижская Краснознаменная стрелковая дивизия». Вот так! Ковали Победу вместе, потому и победили!!!

И еще мне хочется помечтать об одном снимке, который, правда, еще не сделан. Снимке, на котором много народа стоят у этих исторических фотографий и не торопясь, с благодарностью и гордостью вглядываются в лица вечно молодых ветеранов, советуются с ними, рассказывают свои истории и, наконец, если нужно, просят о помощи. И они, ветераны, обязательно выслушивают все просьбы и как когда-то спасли наши жизни, так и сейчас их бессмертные души стараются помочь всем в наших земных делах».


Искусствовед Анна Панфилова